МБДОУ детский сад №16 "Ласточка" г.Ессентуки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №16 «Ласточка»

Управление образования г.Ессентуки

Наша приоритетная деятельность – физическое развитие детей

Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Будущее нашего государства определяется моральным и физическим состоянием нации. Часто мы говорим, что дети - это наше будущее, а здоровая нация – счастье нашего народа и государства. И это не требует доказательств. Но сегодня вопрос о будущем страны более чем серьезный. Общество не здорово, и поэтому счастье нации под вопросом.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед образовательным учреждением. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Все знают, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закалятся, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем все это на «потом». А что, если попробовать заниматься всем вместе? Может, тогда будет легче?! Ведь детский сад и семья– те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Мы должны совместными усилиями обеспечить ребенку психологический комфорт, поддержку и любовь, помнить о том, что преодолеть жизненные трудности легче, если мы будем вместе. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Как показывают результаты многочисленных социологических исследований, у большинства молодых людей здоровье не входит в число важнейших жизненных ценностей. В сложившейся ситуации все большее значение приобретает разработка педагогических технологий, направленных на воспитание у детей и подростков культуры здоровья.

Приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является физическое развитие детей дошкольного возраста. Это предполагает объединение всех видов физкультурной деятельности детей в единый целостный педагогический процесс формирования у детей физической культуры, ценностного отношения к ЗОЖ и развитие двигательного творчества.

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 "Ласточка"работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ДЕТСТВО» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой 2011г. изд. ,изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Для целостности образовательной работы иэффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую в МБДОУ №16"Ласточка" используется дополнительная общеразвивающая программа "Са-Фи-Дансе"(танцевально-игровая гимнастика для детей). Содержание данных комплексной и дополнительных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста2021 09 08 61 b19ab

Дополнительная общеразвивающая программа"Са-Фи-Дансе" (танцевально-игровая гимнастика для детей).

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения – от трёх до семи лет.

.Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка . .

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

Укрепление здоровья;

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников;

Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.

Для достижения и результативности поставленных задач в программе «Са-Фи-Дансе» используются следующие разделы : Раздел «Игроритмика». Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.2021 09 23 19 6eac8
2021 09 23 16 55ea92021 09 23 07 de724

.Раздел «Игрогимнастика». Служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Са – Фи – Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. А раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки 2021 10 04 30 90810

2021 10 04 37 f95b7
2021 09 08 64 23086

Раздел «Игропластика».

Этот раздел основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастические движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу.

2021 10 04 60 99ecc

2021 10 04 41 d10382021 09 08 77 22872

Раздел «Игротанцы».

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы 2021 10 04 77 52ad6


2021 09 23 14 a4d8d
2021 10 04 82 c0124

.Раздел «Музыкально-подвижные игры». Этот раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике 2021 10 04 79 b6d1a2021 09 23 10 5797e2021 10 04 45 edb41

.Раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определённое воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп. 2021 10 04 58 30ae5

2021 10 04 86 93edb2021 09 08 81 045fa

Раздел «Пальчиковая гимнастика». Этот раздел служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию 2021 10 05 02 0b520

2021 10 05 08 43adc2021 10 05 05 3f87d


.Раздел «Игровой самомассаж». Работа в этом разделе является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. 2021 10 04 65 9b073

2021 10 04 97 6e906
2021 10 04 73 ec2c2

Приоритетное направление МБДОУ №16 "Ласточка"- физическое развитие ребенка дошкольного возраста.

ДОУ осуществляет выполнение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребенка. А приоритетные направления ДОУ основаны на концепции образовательной деятельности, и способствуют постоянному совершенствованию образовательного процесса, цель которого формирование личности ребёнка.
Приоритетным направлением в деятельности МБДОУ №16 «Ласточка» является физическое развития ребенка дошкольного возраста .Физическое развитие в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Приоритетное направление физического развития ребенка включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. В нашей детском саду созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
• организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
• построение образовательного процесса дошкольников;
• оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Главная цель направления – объединить в целостную систему педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Задачи приоритетного направления:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Педагоги уделяют особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса и общего физического развития ребенка.
Реализуя комплексную систему по физическому воспитанию, учитывают состояние здоровья каждого ребенка, осуществляют индивидуальный подход, начиная с младшего возраста. Созданы широкие возможности для двигательной активности детей: поддержание интереса к подвижным играм, к физическим упражнениям, способствующие развитию координации движений, ловкости, гибкости, быстроты. В работе используются групповая, подгрупповая и индивидуальная форма работы с детьми.
Также используются здоровьесберегающие педагогические технологии в сочетании с различными видами физического, психического и социального развития ребенка. Все картотеки,презентации,консультации и комплексы находятся на сайте в разделе "Методическая копилка",циклограмма деятельности воспитателя по приоритетному направлению физическое развитие детей в МБДОУ ДС №16 "Ласточка" находится в рабочей программе каждой возрастной группы..Кроме группы раннего возраста -там идет направление по адаптационному периоду детей,с которым вы можете ознакомиться в рабочей программе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии разделяются на три группы:

  1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. технологии обучения ЗОЖ;
  3. коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.


Технологии обучения здоровому образу жизни:

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

«Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Для занятий с детьми имеется физкультурно - музыкальный зал, где имеется необходимое физкультурное оборудование: скамейки, кольцебросы, канат, резинки, мячи, ленты, обручи, дорожки здоровья ,степы, фитболы, диск здоровья . В каждой группе достаточное количество разнообразного спортивного оборудования . Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у дошкольников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Также в группах старшего возраста созданы уголки «Неболейки», «Волшебное зеркальце» , «Познай себя» , которые помогают ребенку избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, , где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личнойгигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: долгочтение, колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с самомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, технология музыкального воздействия, сказкотерапия . Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

Работа ДОУ в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Комплексная система по приоритету физическое развитие ребенка ведётся в ДОУ на протяжении нескольких лет и даёт положительные результаты. Самым важным результатом-эффектом стал новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и семьи, более тесные контакты, сближающие детей и родителей, создание предпосылок формирования основ здорового образа жизни у детей, укрепление положительных начал здорового образа жизни у взрослых. Итогом проводимой работы стало улучшение показателей физической подготовленности детей, улучшение осанки и плоскостопии, снизилось количество простудных заболеваний. У детей повысился уровень валеологических знаний. Родители принимают активное участие в физкультурно - оздоровительной работе ДОУ и дома.

Здоровьесберегающие технологии плюс физическое развитие ребенка с помощью спортивного оборудования способствуют грамотному,гармоничному и рациональному развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

.