УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/
- Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-01122014-n-419-fz-o/
Информационный портал Государственной программы РФ "Доступная среда"http://www.zhit-vmeste.ru/
Портал "Доступная среда" в Ставропольском крае http://dsreda.stavregion.ru
Предоставление услуг на объекте МБДОУ детский сад №16 "Ласточка"
Уважаемые посетители сайта нашего дошкольного учреждения! Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о предоставлении услуг на объекте: - о порядке обеспечения доступа на территорию нашего учреждения посетителей с ОВЗ и других маломобильных граждан; - о предоставлении услуг в дистанционном режиме; - о предоставлении услуг по месту жительства инвалида (на дому); - об особенностях оказания услуг гражданам с ОВЗ; - о дополнительной помощи гражданам с ОВЗ и порядке ее оказания; - об ответственных лицах ДОУ детского сада за оказание помощи посетителям и участникам педагогического процесса, нуждающимся в дополнительной помощи.
Порядок обеспечения доступа на территорию нашего учреждения посетителей с ОВЗ и других маломобильных граждан.
При входе на территорию учреждения имеется кнопка (звонок) или по телефону: 8 (87934)2-63-15 , факс:8 (87934) 2-64-50 | |
Услуги в МБДОУ детском саду №16 «Ласточка» представляются | ▪Парковки транспортных средств -имеется. Администрацией МБДОУ оформлен запрос в администрацию города о выделении парковочных мест для лиц с ОВЗ на который получен ответ с исполнением. 14.06.2023 г. в районе нашего учреждения Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки выполнена процедура по установке дорожного знака 6.4 "Парковка", совмещенного с табличкой 8.17 "Инвалиды". Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения, с выделенным парковочным местом для лиц с ОВЗ и лиц их сопровождаюхщих. |
Дополнительные подробности: | |
Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте, а также при помощи организации альтернативной формы обслуживания (на дому, дистанционно). |
Предоставление услуг в дистанционном режиме.
▪ по телефону: 8 (87934)2-63-15 ,8 (87934) 2-64-50▪ письменно в электронном виде с помощью электронных сервисов: - E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. - официального сайта https://lastochka16.ru/, раздел «Обратная связь». | |
Дистанционно услуги представляется для следующих категорий инвалидов и других маломобильных граждан: | ▪ получение информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении других необходимых для получения услуги действий; |
Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому)
По месту жительства инвалида (на дому) | ▪ при необходимости - помощь в заполнении необходимых документов для получения услуги, совершении других необходимых для получения услуги действий |
Оказание услуг гражданам с ОВЗ.
Наименование услуг | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Приспособленных объектов для проведения практических занятий | Не имеется. МБДОУ детский сад № 16 «Ласточка» функционирует с 1965 года. В настоящее время ДОУ располагается в двухэтажном здание. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В случае если лицу с ОВЗ (инвалиду по слуху и зрению) потребуются услуги тифлосурдопереводчика учреждение на основании договора о безвозмездном оказании услуг с ГКДОУ Детский сад №7 "Дюймовочка" , г. Ессентуки, может оказать услуги консультативного характера. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Приспособленных объектов библиотек | Не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Специальных объектов спорта | Не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Приспособленных средств обучения и воспитания | Не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | Не имеется. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Специальные условия питания | МБДОУ детский сад №16 "Ласточка" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в пятиразовом питании при 12 часовом пребывании и шестиразовом питании при 14- часовом пребывании воспитанников в ДОУ . Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется. Бесплатное питание может быть предоставлено для детей-инвалидов. |
Специальные условия охраны здоровья | Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. |
Доступ к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям | Имеется. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих). |
Приспособление электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ | Не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ не имеется. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Не имеется. В ДОУ имеются 6 ноутбуков с выходом в интернет. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате | Не имеется. |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии | Не имеется. |
Cписок ответственных лиц за обеспечение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Должность:
1. По вопросам обеспечения доступности в учреждение Заместитель заведующего по АХР Волошина Валентина Геннадиевна (Дополнительная информация о квалификации специалиста представлена в разделе сайта: "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" перейдя по ссылке:https://lastochka16.ru/svedeniya-ob-organizatsii/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/voloshina-valentina-gennadievna.html)
Телефон:
8 (87934)2-63-15 , факс:8 (87934) 2-64-50
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2. Квалифицированная психологическая помощь Бакланова Светлана Сергеевна. Специалист имеет дополнительную профессиональную переподготовку по направлению - тьютор. (Дополнительная информация о квалификации специалиста представлена в разделе сайта: "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" перейдя по ссылке:https://lastochka16.ru/svedeniya-ob-organizatsii/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/baklanova-svetlana-sergeevna.html)
Должность:
Педагог-психолог (понедельник, среда с 13:00-17:30; вторник, четверг с 8.00 до 13.30)
Телефон:
8 (87934)2-63-15, факс:8 (87934) 2-64-50
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3. Квалифицированная коррекционная помощь Багдасарова Елена Николаевна
Должность:
Учитель-логопед (понедельник, среда с 8.00 до 13.30; вторник, четверг с 13:00-17:30)(Дополнительная информация о квалификации специалиста представлена в разделе сайта: "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" перейдя по ссылке: https://lastochka16.ru/svedeniya-ob-organizatsii/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/bagdasarova-elena-nikolaevna.html)
Телефон:
8 (87934)2-63-15 , факс:8 (87934) 2-64-50
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»